А.Н. Колесин о творческой реабилитации

А.Н. Колесин о творческой реабилитации

Творческая (социокультурная) реабилитация – самостоятельное направление психолого-педагогической поддержки детей-инвалидов; подростков и молодых людей с нарушениями физического, интеллектуального и психического развития; дезадаптированных и со-зависимых людей. Творческая реабилитация является частью комплексной реабилитации человека наряду с медицинским, социальным, профессиональным и физическим видами реабилитации.

Концепция творческой реабилитации базируется на современных представлениях об адаптационных возможностях индивида, о прорыве человека к новому качеству личности через актуализацию скрытого потенциала креативности.

Технологии творческой реабилитации основаны на использовании базовых основ системной арт-терапии, абилитационной педагогики и нравственной психологии.

В программе ИОЦ «Северная столица» существует авторский семинар «Творческая реабилитация людей с ограниченными возможностями. Театр. Музей. Кино», посвященный данной проблематике.

Участникам семинара предлагается участие в мастер-классах по трём авторским программам.  


Театральная терапия

Театральная искусствотерапия и арт-педагогика по программе «Протеатр» демонстрируются на подмостках репетиционного зала или в студийных условиях. Экспрессивная переработка аффектов помогает людям с различного вида физической, интеллектуальной и психической «инаковостью» стабилизировать эмоциональный настрой и психические состояния. Тренинг совладающего поведения в игровой форме позволяет моделировать в безопасных условиях отношения с окружающим миром и собственным Я, работать с эмоциональными процессами разной степени зрелости. 


Музейная педагогика

Музейная искусствотерапия и музейная педагогика по программе «Музеум» демонстрируются в экспозициях Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории религии. Методика интерактивного общения в музейном пространстве учитывает достижения отечественной и мировой теории и практики музеологии. Парадигма диалога не просто использует музейные сокровища в роли «экзистенциальной поддержки» особых людей, но и превращает музейное пространство в реабилитационное поле высокого напряжения, расширяет коммуникативные возможности участников занятий, доставляет особым людям мгновения душевного покоя и духовной радости. 


Кинотерапия

Кинематографическая искусствотерапия (кинотерапия) практикуется автором в групповой семейной психотерапии по программе «Видео-школа «Семь Я». Кино-терапия, или арт-терапия экранными образами, объединяет на разных этапах занятий всех участники проекта – родителей, детей, специалистов. Как метод групповой работы кинотерапия может использоваться в качестве средства саморегуляции, самопознания, личностного роста, а также недирективного способа улучшения внутрисемейных отношений.


    Учебно-тематический план семинара:
  • Концептуальные основы творческой реабилитации. Место творческой (социально-культурной) реабилитации в системе комплексной реабилитации инвалидов, сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, людей с зависимым поведением;
  • Теория и практика арт–терапии. Обзор отечественных и зарубежных форм и направлений арт-терапии, арт-психотерапии, индивидуальной и групповой психотерапии;
  • Клиническая системная арт-терапия. Арт-терапия в развитии ресурсов здоровой личности. Феномен арт-фобии и техники психологической безопасности в арт-терапии;
  • Теория и практика арт-педагогики. Психопедагогика, абилитационная педагогика, коррекционная (лечебная) педагогика. Арт-педагогические школы, направления, проекты;
  • Феноменология социального творчества и общественного служения. Изменение отношения к креативности особых людей. Арт-проекты в благотворительности;
  • Возможности театро-терапии в стабилизации психоэмоциональных состояний человека. Жанровое многообразие театро-терапии в работе с особыми людьми;
  • Ролевая игра и перевоплощение в имаготерапии, психогимнастике, социодраме, театральном тренинге и постановочном спектакле. Психодрама Морено, драматерапия Эйдемиллера, «лечебный театр» Говорова, психологический театр Никитиной;
  • Арт-терапевтический контекст «феномена перевоплощения», «маски» и «двойника». Куклотерапия (игровая терапия на основе замещения); цирк, клоунада, буффонада;
  • Современные представления о работе с особыми людьми в музейном пространстве и времени. Музей как универсальная площадка социально-культурной адаптации особых людей в обществе;
  • Организационно-методические принципы разработки инновационных программ и постоянно действующих проектов доступности музеев для особых людей;
  • Кино-терапия как психотерапия посредством экранных образов. Цели и области применения кино-терапии. Модальность света, цвета, движения в проекции двухмерного изображения;
  • Пространство полилога в игровом кинематографе. Методы интерактивного общения и визуальной отстранённости в преодолении дисморфофобии, фрустрирующих воспоминаний и событий, дисгармонии внутриличностных и групповых отношений;
  • Возможности кинотерапии в выявлении психологических особенностей личности, решение проблем семьи, поиска и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности.
  • Колесин Александр Николаевич
    педагог, психолог, специалист Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения здравоохранения «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина»

Календарь мероприятий