Поиск
 

Что надо знать работодателю о пенсионной реформе

Что надо знать работодателю о пенсионной реформе

Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» подписанный президентом России 3 октября 2018 года добавил работодателям много проблем, готовиться к решению которых необходимо сейчас, хотя закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Рассмотрим основные изменения в пенсионном законодательстве.

Законом закреплено повышение пенсионного возраста в России до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно).

Изменение пенсионного возраста будет проходить постепенно: предполагается длительный переходный период, который начнется с 1 января 2019 и завершится в 2028 году.

Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. 


 Рис. 1. Переходный период увеличения пенсионного возраста [http://www.pfrf.ru]

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 года по 2028 год.

Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Однако для этих граждан предусмотрен выход на пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста. В 2028 году в возрасте 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 г. р и женщины 1968 г. р в возрасте 60 лет (табл. 1, 2)

Таблица 1 [http://www.pfrf.ru]

Таблица 2 [http://www.pfrf.ru]

Но не для всех категорий работников возраст выхода на пенсию изменяется. Так не предусматривается повышение пенсионного возраста для для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  •  в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);
  • трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины). 

Предусматривает закон и досрочное назначение пенсии по следующим основаниям:

- за длительный стаж. Предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;

- многодетным матерям с тремя и четырьмя детьми. Многодетные матери с тремя и четырьмя детьми получат право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным матерям необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Существенная поддержка предусмотрена и для жителей села. Для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве вводится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии.

Самые большие сложности ожидают работодателей в связи с изменением в новом законодательстве понятия граждане предпенсионного возраста. Начиная с 2019 года, согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., предпенсионный возраст — это период в течение 5 лет до дня наступления возраста, дающего по новому пенсионному законодательству право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную. По старому законодательству предпенсионным возрастом считался возраст за два года до выхода на пенсию по старости, в том числе досрочную. Законом была закреплена только одна возможная льгота для — досрочный выход на пенсию для безработных граждан (например, если был уволен по сокращению штата).

Из-за поэтапной пенсионной реформы женщины и мужчины разных годов рождения будут считаться предпенсионерами в разном возрасте, а это напрямую связано с возможностью гражданина пользоваться всеми положенными как лицу предпенсионного возраста льготами.

Определить, в каком возрасте человек будет считаться предпенсионером в зависимости от года рождения, можно по представленной ниже таблице:

 

Женщины

Мужчины

С какого года можно будет пользоваться льготами

Год рождения

Предпенсионный

возраст

Год рождения

Предпенсионный

возраст

1964

50,5

1959

55,5

2019

1965

51,5

1960

56,5

1966

53

1961

58

1967

54

1962

59

2021

1968

55

1963

60

2023

1969

1964

2024

1970

1965

2025

1971 и т.д.

1966 и т.д.

2026 и т.д.

 

Таким образом, женщины 1964-1966 годов рождения и мужчины 1959-1961 г.р. будут считаться предпенсионерами уже с 01.01.2019 г., и смогут воспользоваться всеми положенными для них льготами. Для женщин 1968 г.р. и моложе, мужчин 1963 г.р. и моложе предпенсионный возраст наступит соответственно в 55 и 60 лет.

Льготы для людей предпенсионного возраста

  • Для прохождения диспансеризации предпенсионеры смогут ежегодно брать 2 рабочих дня с сохранением заработной платы. Предусматривающий такое изменение закон также вступает в силу с 01.01.2019 г.
  • С 2019 года различные налоговые льготы будут предоставлять при достижении пенсионного возраста, установленного старым законодательством: по общеустановленным нормам — для лиц, достигших 55/60 лет, а в случае, если гражданин имеет право стать пенсионером досрочно, то при достижении возраста приобретения такого права согласно нормам старого законодательства. Фактически, такие налоговые льготы будут предоставляться и для предпенсионеров.
  • При достижении пенсионного возраста по старому закону (55 и 60 лет) россияне будут иметь право получать такие виды налоговых льгот, как освобождение от уплаты налога на имущество (дом, квартира, гараж и т.п.), частичное освобождение от уплаты земельного налога (вычет на 6 соток земли). В регионах при достижении указанного возраста будут предоставляться различные дополнительные местные льготы (на проезд, оплату коммунальных услуг и т.п.), право на которые раньше распространялось только при наличии статуса пенсионера.
  • Накопительную пенсию с 2019 года можно будет получить при достижении 55 и 60 лет, а не после выхода на пенсию, как это предусматривали нормы старого законодательства.
  • Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше с учетом переходного периода.
  • Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей - период такой выплаты устанавливается в один год.

Переобучение людей предпенсионного возраста

Для переподготовки и переобучения лиц предпенсионного возраста Минтруд разработал спецпрограмму по переобучению предпенсионеров и повышению квалификации, что позволит гражданину быть востребованным на рынке труда до достижения нового пенсионного возраста. Согласно этой программе предпенсионер сможет получить дополнительное профессиональное образование в соответствии с востребованным в нынешнее время навыками и компетенциями.

Обучение будет происходить по следующей схеме:

  • переподготовка будет проводится на базе органов службы занятости населения (СЗН) в среднем в течение 3 месяцев с отрывом от производства;
  • во время учебы будет производиться выплата стипендий в размере минимального размера зарплаты в регионе.

Согласно программе Минтруда, профессиональное обучение предпенсионеров позволит:

  1. работать с новым оборудованием, технологиями, программными средствами.
  2. получить квалификационный разряд, класс, категорию в соответствии с профессией гражданина без изменения его уровня образования.

По оценкам Минтруда, ежегодно переобучать в России будут порядка 75 тысяч предпенсионеров, на что будет выделяться 5 млрд руб. ежегодно. Среднюю стоимость курса обучения специалисты Министерства труда и соцзащита определили в размере 29,9 тыс. руб., но для предпенсионеров такие курсы повышения квалификации будут проводиться бесплатно (то есть за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом).

Для снижения обеспокоенности пожилых граждан возможным увольнением с работы Президентом РФ 3 октября 2018 года подписан Закон 352-ФЗ, который внес изменения в Уголовный кодекс, дополнив его статьей 144.1. Закон вступил в силу 19 октября и теперь за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение граждан, которым до выхода на пенсию по старости осталось не более 5 лет, работодателям грозят меры уголовного преследования.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Согласно новой статье 144.1 Уголовного кодекса РФ работодателям, необоснованно уволившим и отказавшимся принять на работу предпенсионеров, грозит наказание в виде:

  • штрафа до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы (или другого дохода работодателя) за 18 месяцев;
  • либо обязательных работ сроком до 360 часов.
Необоснованным будет считаться решение работодателя, принятое исходя из обстоятельств, не связанных с деловыми и профессиональными качествами, образованием, опытом работы гражданина. И наказывать будут именно того, кто принял дискриминационное решение.

Для вменения лицу данного преступления необходимо доказать, что работодатель, не принимая на работу или увольняя работника, мотивировал свое деяние нежеланием видеть на рабочем месте лицо предпенсионного возраста.

Но как доказать наличие такого мотива? Ни один здравомыслящий работодатель не уволит своего работника, мотивируя это фактом предпенсионного возраста последнего. Чем угодно, но не этим. Или прибегнет к психологическому давлению на него, чтобы вынудить написать заявление. Законодатель, внося данную норму в структуру уголовного законодательства, в очередной раз сталкивает следствие лицом к лицу с проблемой доказывания.

Кроме того, в действительности мотивом, которым руководствуется виновное лицо при совершении данного преступления, является не сам факт «достижения работником предпенсионного возраста», а желание и стремление работодателя избежать сотрудничества с «нестабильной» категорией работников и тем самым избавить себя от непредвиденных материальных затрат.

В конечном итоге законодатель, пытаясь обеспечить защиту работника предпенсионного возраста, создал и практически ввел в действие уголовно-правовую норму, имеющую сомнительную перспективу практического применения.

Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность работодателя за схожее преступление, предусмотренное статьей 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев органами следствия выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении работодателя по указанной статье за отсутствием состава преступления. Можно с уверенностью предположить, что практическое применение статьи 144.1 Уголовного кодекса столкнется со схожей проблемой.

Работодателей с 1 октября 2018 года просят сдавать в центры занятости новый отчет по сотрудникам. Новый отчет нужен Роструду, чтобы получить данные о работниках предпенсионного возраста. Это мужчины 1959-го и женщины 1964 года рождения, которые должны пойти на пенсию в 2019 году [письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР].

Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запустит новый вид информирования, в рамках которого органам власти, работодателям и гражданам будут предоставляться сведения, подтверждающие предпенсионный возраст человека. Эти данные будут использоваться для предоставления льгот и мер социальной поддержки гражданам предпенсионного возраста, которые теперь гарантируются им законодательством.

Одним из контрагентов, которым ПФР планирует представлять информацию о лицах предпенсионного возраста, являются службы занятости. На основе сведений Фонда они будут выплачивать пособия по безработице в повышенном размере. В этой связи Пенсионным фондом организована работа по заключению соглашений об информационном взаимодействии с органами занятости субъектов.

По мнению экспертов, повышение пенсионного возраста переформатирует весь кадровый рынок в течение ближайших двух лет. Это коснется специалистов многих профессий. Безусловно, все последствия сейчас предсказать сложно, но многое очевидно уже сейчас.

  • Во-первых, уровень конкуренции среди кандидатов увеличится. Количество кандидатов, желающих получить работу, очевидно, будет возрастать с каждым годом. Особенно заметно это будет в следующие 3-5 лет, то есть до 2021-2023 года. Это приведет к росту конкуренции, и количество кандидатов на одну вакансию заметно увеличится.
  • Во-вторых, снижение уровня заработных плат. В соответствии с законами рынка, рост конкуренции приведет к снижению стоимости услуги, и среднерыночный показатель заработных плат будет существенно снижаться. Возрастные специалисты нового предпенсионного возраста в борьбе за рабочие места будут снижать свои зарплатные ожидания, и это будет влиять на уровень зарплат в отрасли в целом. Вакансий с «привлекательными» зарплатами будет существенно меньше, и получить их будет значительно сложнее.
  • В-третьих, будут развиваться новые форматы работы. Большое количество специалистов, ищущих работу, и снижающаяся стоимость их услуг приведут к развитию новых форматов работы. Станет набирать популярность удаленная работа, частичная занятость, почасовая работа, проектные и консультационные форматы сотрудничества работодателей и специалистов. Если добавить к этому стремительную цифровизацию экономики, внедрение электронного документооборота и роботизации, то можно с уверенностью сказать, что рынок услуг в ближайшие пару лет изменится и уже никогда не будет прежним».

Возможно, что помимо уголовного наказания могут быть приняты и стимулирующие меры для работодателей, направленные на сохранение на рабочих местах сотрудников предпенсионного возраста. Одной из таких мер может стать снижение тарифа страховых взносов в ПФР за пожилых работников.

В заключение

На рисунке 2 [http://www.aif.ru/] приведены данные о пенсионном возрасте и среднем размере пенсии в других странах.


* Постепенно повышается до 67 лет к 2030 г.

** Постепенно повышается к 2022 г.

Нам остается надеяться, что принятые непопулярные меры пенсионной реформы приведут к росту среднего размера пенсии в столь же впечатляющих размерах. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, средний размер страховой пенсии по старости за 2017 год составил 13 762 руб.

 


Статью подготовила

Александрова Ариадна Иосифовна,

Кандидат экономических наук, эксперт-практик в области налогообложения, бухгалтерского учета и аудита, преподаватель ИОЦ «Северная столица».

 

 

Календарь мероприятий