Поиск
 

Е.А. Юрова об изменениях в проверках ГИТ

Е.А. Юрова об изменениях в проверках ГИТ

Кардинально изменился подход к проведению проверок всеми соответствующими структурами, в том числе и инспекцией труда. К основным изменениям можно отнести разделение подведомственности и пересмотрены нормы, подлежащие проверке каждому надзорному органу; исключены нормы, которые можно было трактовать двояко; автоматизирована технология фиксации и учета соблюдения работодателем норм законодательства. 

Данные изменения предназначены для оптимизации надзорных мероприятий, уменьшения их количества с увеличением количества проверенных хозяйствующих субъектов. Они регламентируются актуализированными:

  • Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
  • Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и пр.

С позиции законодателя система проверок выстроена корректно и достаточно ясно. Но, когда визит проверяющих становится реальностью, многие кадровики теряются перед таким количеством правовых актов, которые следует исполнить, тем более, что законодательство меняется постоянно. К примеру, только Трудовой кодекс Российской Федерации изменялся в 2017 году одиннадцать раз, а локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие, в том числе и в связи вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, если указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом. И, казалось бы, простой механизм проверок делается сложнопонимаемой исполнителем махиной, приводящей к увеличению рублевого номинала административного воздействия на нерадивых работодателей. 

В данной статье я постараюсь кратко пояснить ключевые новшества законодательства, которые более детально рассматриваются на наших занятиях для кадровиков.

Форму, продолжительность, периодичность проведения мероприятий по контролю выполнения обязательных требований законодательства в зависимости от категории риска или класса (категории) опасности объекта контроля в текущем году при проведении ГИТ плановых проверок определяет риск-ориентированный подход в отнесении деятельности юридических лиц к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Правила категорирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Присвоением категории риска или класса (категории) опасности юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю занимается соответствующий контролирующий орган, информируя о присвоении категорий чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классах опасности на своем официальном сайте. Данная информация размещается до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, и поддерживается в актуальном состоянии. Соответственно устанавливается периодичность проведения плановых проверок в рамках федерального государственного надзора в сфере труда в отношении деятельности работодателей, причем, в отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Внеплановая проверка проводится при наличии следующих оснований:

  • невыполнение работодателем в установленный срок выданного государственными инспекторами труда предписания;
  • поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан; информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований; обращений, заявлений, запросов работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • наличие приказа о проведении внеплановой проверки, изданного в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в соответствующие органы материалам и обращениям.

Предмет внеплановой проверки данного работодателя ограничивается перечнем вопросов, изложенных в основании проверки. 

Собственно процедура проверки независимо от повода (включение в план или наличие внепланового инцидента) будет определяться способом проверки – документарный или выездной. При документарном способе проверки предмет проверки будет изучаться ГИТ в месте ее расположения путем рассмотрения документов, предоставленных проверяемым хозяйствующим субъектом. При выездном способе проверки предмет проверки будет изучаться ГИТ в месте расположения хозяйствующего субъекта путем рассмотрения документов и собственно труда, его условий и пр.

Определившись с предметом и технологии проверок, можно сформулировать основные шаги подготовки работодателем к проверке ГИТ. Документы, которые будет проверять ГИТ, условно можно разделить на три блока: документы учета труда (сколько, какого труда было использовано работодателем), охраны труда (в каких условиях труд был реализован) и его оплаты (как был оплачен труд). Во многих организациях разделение документирования труда также осуществляется подобными блоками: кадровики документируют трудовые отношения, специалисты по охране труда документируют условия труда, а бухгалтерия оформляет оплату труда (кстати сказать, в большинстве случаев такое разделение труда создает «дыры» в документировании, очень успешно выявляемые проверяющими). И первым шагом в подготовке к проверке можно обозначить выявление всех рассогласованностей, ошибок и разногласий в документах хозяйствующего субъекта (работодателя), сопровождающих трудовую деятельность физических лиц на предприятии.

Затем следует идентифицировать правовые нормы, которые данный работодатель обязан выполнить, соотнеся нормативные акты с текущей деятельностью работника, работодателя и хозяйствующего субъекта (предприятия). Перечень правовых норм содержит Приказ Роструда от 30.12.2016 N 538 "Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости". Перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки, содержат проверочные листы.

Следующим шагом в подготовке к проверке ГИТ будет оптимальное, законодательно возможное устранение выявленных нарушений. Временной горизонт проверки документов ‑ один календарный год.

Перечень документов, которые может затребовать ГИТ, определен следующими основными документами:

  • ОКУД ("ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации" (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299));
  • ГСДОУ ("Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения" (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 N 33) (вместе с "Правилами заполнения основных реквизитов регистрационно-контрольных форм (РКФ)", "Примерным положением о службе документационного обеспечения управления") применяемой до 1 июля 2022 года);
  • Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".

Конкретные документы, которыми юридическое лицо документирует трудовые отношения, работодатель, хозяйствующий субъект определяет самостоятельно, а, значит, и завершать нашу подготовку будет формирование конечного списка документов работодателя и приведение всех документов в надлежащий вид.

Учитывая, что исполнителю в ряде случаев просто физически в текучке рабочих задач не хватает времени на изучение всех новаций законодательства, на изыскание способов их реализации на предприятии и пр., можно предположить, что в ближайшее количество административных взысканий, вынесенных юридическому, должностному и физическому лицу будет выражено многозначной суммой и неизмеримым нервным напряжением представителей работодателя. А жаль. На самом деле новая система надзорных мероприятий достаточно проста, элегантна и совершенно спокойно реализуема.

Автор статьи:

эксперт и преподаватель ИОЦ "Северная столица"

Елена Александровна Юрова 

Подробнее вопросы подготовки к проверке ГИТ будут разобраны на наших семинарах и курсах повышения квалификации для кадровиков.

Календарь мероприятий